Category:

ТОП-15 РЕЖИССЕРОВ ОДНОГО ФИЛЬМА

Есть такой феномен – режиссер одного фильма. Это когда человек снимает хит, а потом опять средне работает, не в силах покорить однажды взятую высоту в силу причин самых разных.

Перечислим же пятнадцать режиссеров Советского кино, которым хоть раз, но удалось ярко блеснуть. 

Что я понимаю под хитом, - фильм не просто стал лидером проката, он «идет» до сих пор, он цитируется, его знает 90 % зрителей этой страны. 

Соответственно, речь пойдет не об авторском кино, а что ни на есть зрительском.

Не будем рассматривать телевизионные фильмы, но будем их учитывать. Иными словами, если у Ташкова есть фильм «Приходите завтра», а дальше идут телеработы типа «Адъютант его превосходительства», считаться автором одного фильма он не может.

Особое положение с соавторством. Если фильм снят режиссерами, которые не перепрыгнули планку оба, мы его в список внесем. Но если хотя бы у одного создателя есть заметные работы, извините. Вот почему вошел в список «Чапаев» братьев Васильевых и не вошел «Вий» Константина Ершова и Геннадия Кропачева (у Ершова случилась лента «Грачи»)

И , конечно, рейтинг субъективный. Предлагайте свои варианты, может, договоримся. 

Формируется рейтинг по кассовым сборам: кто больше денег собрал, тот первый.

Поехали!

1. АНДРЕЙ ТУТЫШКИН (1910-1971)

Фильм: «Свадьба в Малиновке» в 1967 году собрала 74,6 миллионов зрителей, заняв пятое место по сборам за всю историю Советского кино.

Почему фильм один: Тутышкин (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/87325.html) ставил в кино набегами, будучи худруком Ленинградских театров музыкальной комедии и Ленинского комсомола. Кроме того, много снимался как актер. В его активе роли в «Волге-Волге», «Сердцах четырех», «Карнавальной ночи». «Свадьбу…» же Тутышкин поставил, подгребая к шестому десятку, и больше ничего значительного снять просто не успел.

2. АЛЕКСАНДР СЕРЫЙ (1927-1987)

Фильм: «Джентльмены удачи» в 1971 году собрал 65 миллионов зрителей.

Почему фильм один: Наверное, у Александра Серого самая драматичная судьба из всех режиссеров этого списка. Едва окончив Высшие режиссерские курсы, Серый оказался в тюрьме, покалечив до инвалидности человека. Выйдя, долго не мог получить самостоятельную постановку. Помог Георгий Данелия, написав в соавторстве с Викторией Токаревой сценарий «Джентльменов удачи» и став худруком картины.

Следующие фильмы Серого «Ты мне – я тебе» и «Берегите мужчин!» не имели и сотой доли обаяния «Джентльменов…». Хотя по выходе «Ты — мне, я — тебе» и собрали впечатляющие 41,6 миллионов зрителей, ныне фильм забыт и разрыв его со всенародно любимой комедией слишком явен.

Заболев лейкемией, Серый застрелился.

3. ОЛЕГ БОНДАРЕВ (1939-2003)

Фильм: Мелодрама «Мачеха» с участием Татьяны Дорониной в 1973 году собрала 59,4 миллионов зрителей.

Почему фильм один: Над Олегом Бондаревым звезды сошлись лишь раз, так тоже бывает. Дебютный фильм вознес его на такую высоту, что повторить успех он не смог даже отдаленно. Не попадалось достойного материала, хоть тресни. Мало кому скажут сегодня такие названия фильмов Бондарева как «Молодость с нами», «Букет фиалок», «Дикий хмель» или «Светик».

4. ВАСИЛИЙ ПИЧУЛ (1961-2015)

Фильм: «Маленькая Вера» собрала на перестроечном экране 1988 года 56 миллионов зрителей.

Почему фильм один: Насчет этой картины у меня сомнения, ибо не знаю насколько проблемная малоразвлекательная «Маленькая Вера» известна ныне, часто ли гоняют ее по телевизору. Это единственный фильм из списка свидетелем успеха, которого я был, и память о том ажиотаже делает меня, возможно, пристрастным.

Но фильм отличный. Жаль, что Пичулу, который попал на слом эпох, больше не удалось снять что-то подобное.

5. ОЛЕГ НИКОЛАЕВСКИЙ (1922-1998)

Фильм: Экранизация оперетты «Трембита» собрала в 1969 году у экрана 51,2 миллиона зрителей.

Почему фильм один: Тот же случай, что и у Тутышкина. Николаевский, кроме кино, любил мультипликацию, а еще поактерствовать. На Свердловской киностудии, где он всю жизнь проработал, режиссеру позволяли любые эксперименты. Он поставил мульты по сказкам Бажова «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок». Что касаемо художественного кино, - ничего напоминающее по ажиотажу «Трембиту» у Николаевского не вышло. Ну что это такое «Какая у вас улыбка», «Пора красных яблок» или «Ожидание»? Самый известный фильм Николаевского после «Трембиты» добродушная комедь «Встретимся у фонтана» далеко не торт.

6. ИСКРА БАБИЧ (1932-2001) — предложил konst19791019 

Фильм: Мелодрама «Мужики!..» в 1981 году завоевала сердца 38,4 миллионов зрителей. 

Почему фильм один: Бабич дебютировала в полном метре мелодрамой «Первое свидание» (1960), потом сняла фильм «Половодье» (1962) и выпала из профессии на 20 лет. Триумфально вернулась «Мужиками!..», но следующая ее картина «Прости меня, Алеша» прошла незамеченной. Подкативший развал системы поставил на карьере Искры Бабич крест.

7. ГЕНРИХ ОГАНЕСЯН (1918-1964)

Фильм: «Три плюс два» в 1963 году собрал 35 миллионов зрителей.

Почему фильм один: Оганесян слишком поздно начал и слишком рано ушел. Он едва набрал разбег, и хорошо еще, что счастливо прыгнул. Закончив ВГИК экстерном в 36 лет, Оганесян поставил всего лишь два самостоятельных фильма (соавторство не берем): «Приключения Кроша» и «Три плюс два». 

Оганесян, возможно, одна из самых больших потерь нашего кино.

8. САВВА КУЛИШ (1936-2001) — предложил KOMAXIN

Фильм: «Мертвый сезон» в 1968 собрал 34,5 миллионов зрителей.

Почему фильм один: К сожалению, Кулиш больше не работал в жанре шпионской драмы. Кроме того, он страдал какой-то гигантоманией, растягивая свои полотна, делая их восприятие неудобным для зрителя. «Взлет», где Евтушенко играл Циолковского, и «Трагедия в стиле рок» получились двухсерийными, а «Железный занавес» вообще шел четыре часа. Неплохим был фильм «Сказки… сказки… сказки старого Арбата, но и он не выстрелил.

9. АЛЕКСЕЙ МИШУРИН (1912-1982) И НИКОЛАЙ ЛИТУС (1925)

Фильм: «Королева бензоколонки» в 1962 заставил потратиться на билеты 34,3 миллиона зрителей.

Почему фильм один: Это особенность киностудии Довженко, где «Королева бензоколонки» вышла. Повторить успех на безнадежно региональной студии было почти нереально. Ни у Мишурина, ни у Литуса (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/19627.html) не получилось. Фильмы Мишурина: «От и до», «Переходим к любви», «Звезда балета» - это куда? У Литуса есть в наличии картина на слуху «Дачная поездка сержанта Цибули», но не более.

10. НИКОЛАЙ ДОСТАЛЬ (1909-1959)

Фильм: Детектив «Дело «пестрых» привлек в 1958 году 33,7 миллиона зрителей.

Почему фильм один: В силу специфики киноиндустрии сталинского времени, где дебютов почти не было, Досталь получил первую самостоятельную полнометражную постановку только в 1958. Это было «Дело «пестрых». На съемках второй картины «Все начинается с дороги» режиссер трагически погиб. 

11. БРАТЬЯ ГЕОРГИЙ (1899-1946) И СЕРГЕЙ (1900-1959) ВАСИЛЬЕВЫ

Фильм: «Чапаев» собрал в 1934 году 30 миллионов зрителей. Легендарная картина, увешанная рядом международных призов, герои которой вошли в анекдоты.

Почему фильм один: На братьев Васильевых (кстати, никакие они не братья, это творческий псевдоним) упала тяжелая ответственность социального заказа и больше с такой свободой как на «Чапаеве» они не работали. «Волочаевские дни», дилогия «Оборона Царицына», «Фронт» остались в своей эпохе. После смерти Георгия Сергей снимал в одиночку, но также без особого успеха.

12. ВЛАДИМИР НАЗАРОВ (1922-2001)

Фильм: «Хозяин тайги» в 1969 году отобрал деньги у 26,8 миллионов зрителей.

Почему фильм один: Назаров мог гордиться, что открыл для кино Валерия Золотухина, хотя из их совместных фильмов в пантеоне пребывает только детектив «Хозяин тайги». Пытаясь повторить успех, Назаров выпустил продолжение про милиционера Сережкина «Пропажа свидетеля» и прогадал. В дальнейшем снимал телевизионные многосерийки «Инженер Прончатов», «Голубка», «Линия жизни»…

13. ВИКТОР ИВАНОВ (1909-1981)

Фильм: «За двумя зайцами» в 1961 году обаял 24,7 миллиона зрителей.

Почему фильм один: Опять же, - студия Довженко. Вслед за «Зайцами…» Иванов выдал значительно менее известный, но находящийся на слуху фильм «Ключи от неба», после чего съехал в непонятное картинное болото: «Улица тринадцати тополей», «Веселые Жабокричи», «Поет Николай Кондратюк»…

14. АЛЕКСЕЙ БАТАЛОВ (1928-2017) И ИОСИФ ШАПИРО (1907-1989)

Фильм: «Три толстяка» стали любимым фильмом советской детворы, собрав в 1966 году 23 миллиона зрителей.

Почему фильм один: Шапиро вообще звезд с неба не хватал, снимая такие фильмы как «Последние дни Помпеи» и «Товарищ Иннокентий». А Баталов после экранизации красочной сказки Юрия Олеши экранизировал «Игрока» Достоевского и после этого с режиссурой завязал.

15. КОНСТАНТИН ВОИНОВ (1918-1995) — предложил levinant 

Фильм: «Женитьба Бальзаминова» собрал в 1964 году 19,4 миллиона зрителей.

Почему фильм один: Добившись успеха комедийной экранизацией классики (а «Бальзаминов» - это Островский) Воинов в дальнейшем либо экранизировал классику («Дядюшкин сон», «Рудин»), либо комиковал («Дача»), но как-то мимо. На исходе СССР поставил «Шапку» по Войновичу с хорошими актерскими работами, но событием она не стала. 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →