Category:

Смерть лучших во время войны, не на полях сражений

Случись эта трагедия в наше время, страницы таблоидов были бы заполнены жуткими заголовками: «Скончался «Суворов»!»; «Умиравший актер нарисовал чудовище»; «Режиссер «Юности Максима» не может оправиться после смерти жены».
Тогда же происшедшее стало горем для близких и уроком актерского мужества для оставшихся в живых.

Сегодня день рождения Бориса Блинова.



Первая роль в кино принесла ему популярность: Фурманов в легендарном «Чапаеве».

Роль большая, но не выигрышная. По существу, Фурманов - резонер. Представляете, как сложно было не затеряться персонажу на фоне разухабистых Чапая, Петьки, Анки. Персонаж не затерялся, благодаря Блинову.

Блинов был плоть от плоти своего времени. Специального актерского образования не имел. Служил в кавалерии, работал матросом. Пройдя любительский актерский кружок, очутился в Московском ТЮЗе, где был благосклонно принят.

Принял его и кинематограф. После дебюта Блинов играл в таких знаковых фильмах эпохи, как «Юность Максима», «Выборгская сторона», «Член правительства», «Воздушный извозчик».
Мужественный «герой нашего времени», - таково было актерское амплуа.

Когда началась война Блинов, подобно своим героям, рвался на фронт. Его не пустили. У правительства на актера нашлись свои виды.
Блинова отправили в глубокий тыл, на киностудию в Алма-Ату. Предстояли суперважные съемки в фильме «Жди меня».

Думаю, не надо объяснять, как ждали зрители фильм, чья задумка родилась благодаря популярности одноименного стихотворения Константина Симонова. Сценарий написал сам поэт. В главной женской роли снималась Валентина Серова, адресат стихотворения «Жди меня».
На главную мужскую роль назначили Блинова. 
Входя в образ, он не снимал военную форму на протяжении всего съемочного периода.

Этот последний в своей недолгой карьере фильм Борис Блинов вытянул чудом. Он заболел.
Стремясь закончить фильм, не подвести коллег, выполнить актерский долг, он выходил на съемочную площадку, успокаивая себя и окружающих, что это лишь малярия.
И только закончив съемки слег.

Словно заговаривая себя, обманывая судьбу, никогда не рисовавший Блинов нарисовал на стене чудовище, которое показывается из трясины, обвитое болотной травой. Нарисовал и поставил подпись: «Малярия».

Но то была не в принципе излечимая малярия.
А страшный брюшной тиф.
13 сентября 1943 года актер скончался.

Да, Алма-Ату накрыла эпидемия брюшного тифа. Немногим чем через месяц, от эпидемии умерла актриса Софья Магарилл, жена режиссера Григория Козинцева (кстати, снимавшего Блинова в трилогии о Максиме).

В феврале 1944 от той же расплясавшейся эпидемии скончался Николай Петрович Черкасов – Сергеев. За него как-то особенно обидно.


Я, скажем, был убежден, что в фильмах «Джульбарс» и «Суворов» снимался тот Николай Черкасов, который Грозный и Невский (благо вторая часть фамилии Черкасова - Сергеева не упоминалась даже в титрах).
Ан, нет, - в этих фильмах сыграл свои единственные главные роли Черкасов – Сергеев.

За «Суворова» получил Сталинскую премию. Под нового любимца вождя спешно лудили сценарий.
Он не дождался.

Смерть снимала жатву не только на полях сражений. И выбирала она самых лучших.