Category:

ДЖЕЙМС УЭЙЛ - СОЗДАТЕЛЬ ФРАНКЕНШТЕЙНА

29 мая покончил счеты с жизнью Джеймс Уэйл (1889-1957), кинорежиссер, создавший в кино классические образы Франкенштейна и Человека-невидимки. 

Всю жизнь выходец из горняцкого городка стыдился своего плебейского происхождения, стремясь выглядеть в голливудском свете, как минимум, графом. А был последышем, шестым ребенком в семье рабочего и медсестры. На Джеймса изношенному организму матери не хватило здоровья, парень рос хилым и живущий на заводе папаша прогнозировал сынку голодную смерть, поскольку болезного на завод не возьмут. 

Закончив местную художественную школу, Уэйл начал карьеру газетного карикатуриста, но началась Первая Мировая и его призвали в армию. В августе 1917 Уэйл попал в плен.

1920-ые годы будущий режиссер потратил на пробивание в театральном мире. Успех пришел в 1928. Пьеса о немецких солдатах «Конец пути» стала популярной на волне романа Ремарка «На Западном фронте без перемен». 

Уэйла пригласили поставить версию «Конца пути» в Голливуде. Экранизация успеха не имела, но на Уэйла обратил внимание магнат Говард Хьюз (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/97683.html). На его суперпроекте «Ангелы ада» Уэйл ставил диалоги. 

Режиссер очутился в Голливуде вовремя. Происходило переформатирование немого кино на звуковое и мало кто понимал, как элегантно совместить звук с изображением. Работа шла интуитивным путем, методом проб и ошибок. Уэйл был одним из первых, кто начал снимать движущейся камерой.

В 1931 году фирма «Юниверсал» поимела немалый профит с экранизации «Дракулы» и, захотев еще, взялась за «Франкенштейна». На главную роль планировался сыгравший Дракулу Бела Лугоши (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/20442.html). Ставить пригласили Уэйла. 

Первое, что сделал Лугоши после мимолетного знакомства с режиссером, - ушел с проекта. Уэйл представлял Франкенштейна в ужасающем гриме и не владеющего связной речью. Сие кинозвезду не устроило. Лугоши просто не догнал, какую роль теряет. 

А Уэйл нашел Бориса Карлофа. Тот был готов к экспериментам с гримером Джеком Пирсом. Грим ежедневно занимал 3,5 часа. Костюм Франкенштейна весил 24 кило. Внешний вид чудовища держали в таком секрете, что Карлоф передвигался за пределами павильона в наволочке с отверстиями для глаз.

Фильм «Франкенштейн» заложил основы огромной франшизы. Уэйл проснулся знаменитым.

Чем воспользовался, догадываясь, как мало счастливого времени ему отпущено. 

В 1932 Уэйл выпустил экранизацию Пристли «Старый мрачный дом». В 1933 «Человека-невидимку». В 1935 снял продолжение самой известной своей работы «Невеста Франкенштейна». В эти картины режиссер привнес элементы комедии, сформировав свой стиль готического ужастика.

"НЕВЕСТА ФРАНКЕНШТЕЙНА"

Дальше карьера Уэйла забуксовала по целому ряду причин. Многие грешили на явную эпатажность, с которой режиссер нес свою нетрадиционную ориентацию. Уэйл в открытую жил с продюсером Дэвидом Льюисом, устраивая «афинские вечера» у бассейна, не мысля, что вода его и убьет. 

С другой стороны эра поисков, в которых купался гений режиссуры Джеймс Уэйл, сменилось временем ремесленников. Во второй половине 1930-ых его находки не тиражировал только ленивый. 

Вступивший же в действие кодекс Хейса делал Уэйла слишком радикальным. «Невеста Франкенштейна» резалась вдоль и поперек, поскольку цензура приказала сделать убийств поменьше раза в два. 

Да и правило режиссер хорош, насколько хорош его последний фильм никто не отменял. Уэйловская экранизация романа Ремарка «Возвращение» вышла в 1937 году под названием «Дорога назад» и провалилась, поскольку ее перемонтировали до сблева зрителей, не желая портить отношения с Германией. 

В 1939 Уэйл сделал классный фильм «плаща и шпаги» «Человек в железной маске». Но это был последний успех.

Джеймс Уэйл ушел на покой, в семейную жизнь с Дэвидом Льюисом. Вместе они были 23 года, пока режиссера не потянуло на молоденьких. В 1951 Уэйл сошелся с 25-летним барменом, с Льюисом расставшись. 

Меж тем, здоровье Уэйла подводило, давали себя знать раны, полученные на фронте. Участились провалы памяти. Поняв, что ему грозит растительное существование, Уэйл утопился в собственном бассейне, оставив предсмертную записку: «Дальнейшее — только старость, болезни и мучения… Я хочу покоя, и другого способа обрести его я не знаю»

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened