МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО ДЕДУШКЕ КОРНЕЮ
31 марта отмечал день рождения Корней Иванович Чуковский (1882-1969).
Пока я не пошел в школу это был наиболее важный для меня взрослый после мамы и папы.
Что радует, даже по статистическим данным за 2015 год, Чуковский самый издаваемый детский автор.
Думаю, и мультфильмы по его произведениям нынешние дети смотрят. Вспомним, самые значительные из них.
Советская детская мультипликация собственно с Чуковского и началась. Первый советский мульт ориентированный на детей «Сенька-Африканец» (1926) поставлен по мотивам сказки «Крокодил».
В следующем году Александр Иванов снял «Тараканище». Этот мультфильм резко Чуковскому не понравился. Он писал:
«Со скрежетом зубовным вспоминаю я свою сказку «Тараканище», ставшую жертвой каких-то беспринципных мультидеев»
Писал это Чуковский в статье «Мульти», опубликованной в газете «Кино» 15 февраля 1940 года. Статья интересна именно отношением Корнея Ивановича к экранизациям своих произведений.
Обругав стиль Диснея, который советские мультипликаторы взяли за образец, Чуковский снисходительно похвалил «Мойдодыра», сделанного в 1939 году Ивановым-Вано (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/106325.html).
«Очень неплох и «Мойдодыр» в постановке художника Вано. Но с «Мойдодыром» случилось несчастье. По какой-то непонятной причине был отброшен конец этой сказки, и таким образом самые широкие строки, ради которых и написано все предыдущее, остались без воплощения»
Гораздо больше понравился Чуковскому мультфильм Леонида Амальрика и Владимира Полковникова «Лимпопо». Он вообще противопоставил этот мульт Диснею.
«Сказка моя «Лимпопо» оттого-то и удалась художникам Амальрику и Полковникову, что они начисто отказались от ненужной карикатурности, от трюкачества, от черствой и бездушной американской балаганщины, а взяли курс на задушевность и поэтичность, на тихий и нежный лиризм. …
«Лимпопо» кажется мне одним из лучших «мульти», какие я когда-либо видел».
Вдохновленные Амальрик и Полковников продолжили работать над сказками Чуковского, выпустив в 1941 «Бармалея», а в 1946 первый цветной мультфильм по Чуковскому «Павлиний хвост». Поскольку во всех этих мультах действовал Айболит получилась своеобразная трилогия про доктора.
В 1944 Михаил Цехановский ввел в мультфильм самого дедушку Корнея. Чуковский разговаривал со своими персонажами в рамках мульта «Телефон».
Во второй половине 1940-ых выяснилось, что почти вся предыдущая продукция советских мультяшников, увы, устарела. Цветные мультфильмы делали черно-белые копии неинтересными для детей. Вот почему в 1954 году Иванов-Вано предпринял ремейк «Мойдодыра» и это первый по времени создания мультфильм Чуковского, который смотрится до сих пор.
В 1963 году Чуковский вновь стал героем мульта, только теперь в нарисованном виде. У Владимира Полковникова в «Тараканище» нарисованный автор принимал непосредственное участие в действии.
Все перечисленные мультфильмы по Чуковскому были рисованными. Но в 1973 году талантливейшая Наталия Червинская поставила кукольного «Айболита и Бармалея», где Айболита озвучивал Гарри Бардин, а Бармалея Василий Ливанов.
В следующем году Червинская выпустила «Федорино горе». Небольшой поклонник кукольной мультипликации эти мультфильмы я обожал.
Обидно, что едва набрав на «Союзмультфильме» творческий вес, Червинская приняла решение эмигрировать. На мой взгляд, это одна из самых больших потерь отечественной мультипликации.
В 1976 Борис Степанцев (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/29785.html) поставил «Муху-Цокотуху», которую также часто крутили по телевизору.
Последним заметным проектом по Чуковскому стал сериал Давида Черкасского «Доктор Айболит» (1985). Черкасский, автор «Приключений капитана Врунгеля» и «Острова сокровищ», безусловно, гений, но вот «Доктор Айболит» меня не впечатлил. Возможно, к моменту премьеры, я просто вырос, и Чуковский был уже не для меня.
Его время «для меня» снова пришло лет через 15, когда я открыл в авторе любимых сказок зубодробительного литературного критика.