Category:

ТОВАРИЩ СУХОВ В "ЗАРУБЕЖНОМ" КИНО

7 марта ушел из жизни Анатолий Кузнецов (1930-2014), актер, несмотря на множество сыгранных ролей, так и оставшийся для зрителя товарищем Суховым.

Определенный резон в этом есть. Начав в 1950-ых годах ролями молодых современников, Кузнецов только к сорока годам получил роль звездную. На мой взгляд, он был чересчур правильный, положительный, без должной харизматичной чертовщинки.

Зато после «Белого солнца пустыни» Кузнецов вошел в пантеон Советского кинематографа навечно.

И тут же забронзовел.

Вернее, ему помогли культивировать ту простодушную правильность, которая в Кузнецове и до того наблюдалась. Пошли косяком роли военных в социально значимых проектах.

Кузнецов стал одним из выездных актеров, потому его старательно совали в картины совместного производства. 

Сейчас эти фильмы широкий зритель забыл.

Вот о них и напомним.

Первой картиной совместного производства для Анатолия Кузнецова стал советско-албанский проект «Фуртуна» («Буря»), вышедший на экраны в 1959 году. Этот фильм свел Анатолия на съемочной площадке с режиссером Юрием Озеровым. В дальнейшем они работали вместе неоднократно.

«Фуртуна» рассказывала, как албанские партизаны боролись сначала с итальянскими, а потом немецкими фашистами. У Анатолия Кузнецова случилась не очень заметная роль майора Андреева. 

После «Белого солнца пустыни» и озеровского «Освобождения» Кузнецов вступил в череду сравнительно зарубежных киноролей.

В 1970 вышел фильм Гюнтера Райша «На пути к Ленину» (СССР-ГДР), способный отвратить тогдашнего зрителя одним названием. Ленина, правда, играл Михаил Ульянов, а Кузнецову досталась роль секретаря укома. Кроме того из «наших» играли Лев Дуров, Люсьена Овчинникова, Глеб Стриженов, один из «Неуловимых мстителей» Михаил Метелкин. Ничего не помогло. Широкому зрителю «На пути к Ленину» просто не понадобился.

В том же году Кузнецов снялся еще в одной совместной постановке СССР и ГДР. Фильм Хоакима Хаслера «Мой нулевой час» (вторая мировая - немец в советском плену - его вербует наша сторона) также оваций не снискал. 

В 1971 Кузнецов работал с болгарами. Выпускник ВГИКа Владимир Янчев выпустил фильм «Украденный поезд», о том, как военные преступники пытались вывезти из страны архивы, а партизаны им помешали. В «Украденном поезде» Кузнецов «дослужился» до генерала Петра Петровича.

Отснявшись у Янчева Анатолий оказался в Египте на съемках «нетленки» о строительстве Асуанской плотины «Люди на Ниле» (режиссер Юсеф Шахин). Главную роль играл Юрий Каморный, а Кузнецов подвизался в роли переводчика.

В 1973 снова Болгария. Фильм Ирины Акташевой и Христо Пискова «Как песня». 

Тогда же вышел, пожалуй, самый известный «зарубежный» проект с участием Кузнецова. Совместно с югославским режиссером Владо Павловичем Юрий Озеров поставил военную драму «Единственная дорога». Кроме Кузнецова там можно увидеть Льва Дурова, Глеба Стриженова и Владимира Высоцкого. 

Но на тот момент громким казался следующий проект Кузнецова с болгарами. В фильме 1976 года «Братушка» (режиссер Игорь Добролюбов) он играл главную роль – белорусского солдата, вынужденного сопровождать студента-подпольщика, освобожденную из немецкого плена девушку и пленного фашиста.

За это «роад-муви» Кузнецов получил Серебряную медаль имени Довженко и премию Международного кинофестиваля в Варне. 

Дальше возник роман актера с Чехословакией. 

Ярослав Балик снял Анатолия в фильмах «Один сребреник» (1976) и «Гордубал» (1980; экранизация романа Чапека). Это были чехословацкие картины, сделанные без участия советской стороны. Я даже не уверен, что наш зритель их тогда увидел.

В 1985 Кузнецов снимается в роли командира партизанского отряда в совместном фильме Болгарии, Чехословакии и ФРГ «На другом берегу - свобода», а затем в проекте СССР и Болгарии «Берега в тумане» (режиссер Юлий Карасик).

В «Берегах…» подобрался неплохой актерский состав, но главная роль - врангелевского полковника пытающегося пересидеть русскую революцию в Болгарии – у Кузнецова. Главного антагониста играл Леонид Филатов, Николай Олялин изображал Врангеля, Петр Щербаков – Кутепова, а Сергей Юрский Сиднея Рейли.

Надо сказать, что, несмотря на ужасный порой драматургический материал, во всех этих фильмах Анатолий был уместен. Он мог сыграть, что угодно.

И очень жаль, что чиновники от культуры эксплуатировали его талант не совсем по делу.   

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded