Category:

ТОВАРИЩ СУХОВ В "ЗАРУБЕЖНОМ" КИНО

7 марта ушел из жизни Анатолий Кузнецов (1930-2014), актер, несмотря на множество сыгранных ролей, так и оставшийся для зрителя товарищем Суховым.

Определенный резон в этом есть. Начав в 1950-ых годах ролями молодых современников, Кузнецов только к сорока годам получил роль звездную. На мой взгляд, он был чересчур правильный, положительный, без должной харизматичной чертовщинки.

Зато после «Белого солнца пустыни» Кузнецов вошел в пантеон Советского кинематографа навечно.

И тут же забронзовел.

Вернее, ему помогли культивировать ту простодушную правильность, которая в Кузнецове и до того наблюдалась. Пошли косяком роли военных в социально значимых проектах.

Кузнецов стал одним из выездных актеров, потому его старательно совали в картины совместного производства. 

Сейчас эти фильмы широкий зритель забыл.

Вот о них и напомним.

Первой картиной совместного производства для Анатолия Кузнецова стал советско-албанский проект «Фуртуна» («Буря»), вышедший на экраны в 1959 году. Этот фильм свел Анатолия на съемочной площадке с режиссером Юрием Озеровым. В дальнейшем они работали вместе неоднократно.

«Фуртуна» рассказывала, как албанские партизаны боролись сначала с итальянскими, а потом немецкими фашистами. У Анатолия Кузнецова случилась не очень заметная роль майора Андреева. 

После «Белого солнца пустыни» и озеровского «Освобождения» Кузнецов вступил в череду сравнительно зарубежных киноролей.

В 1970 вышел фильм Гюнтера Райша «На пути к Ленину» (СССР-ГДР), способный отвратить тогдашнего зрителя одним названием. Ленина, правда, играл Михаил Ульянов, а Кузнецову досталась роль секретаря укома. Кроме того из «наших» играли Лев Дуров, Люсьена Овчинникова, Глеб Стриженов, один из «Неуловимых мстителей» Михаил Метелкин. Ничего не помогло. Широкому зрителю «На пути к Ленину» просто не понадобился.

В том же году Кузнецов снялся еще в одной совместной постановке СССР и ГДР. Фильм Хоакима Хаслера «Мой нулевой час» (вторая мировая - немец в советском плену - его вербует наша сторона) также оваций не снискал. 

В 1971 Кузнецов работал с болгарами. Выпускник ВГИКа Владимир Янчев выпустил фильм «Украденный поезд», о том, как военные преступники пытались вывезти из страны архивы, а партизаны им помешали. В «Украденном поезде» Кузнецов «дослужился» до генерала Петра Петровича.

Отснявшись у Янчева Анатолий оказался в Египте на съемках «нетленки» о строительстве Асуанской плотины «Люди на Ниле» (режиссер Юсеф Шахин). Главную роль играл Юрий Каморный, а Кузнецов подвизался в роли переводчика.

В 1973 снова Болгария. Фильм Ирины Акташевой и Христо Пискова «Как песня». 

Тогда же вышел, пожалуй, самый известный «зарубежный» проект с участием Кузнецова. Совместно с югославским режиссером Владо Павловичем Юрий Озеров поставил военную драму «Единственная дорога». Кроме Кузнецова там можно увидеть Льва Дурова, Глеба Стриженова и Владимира Высоцкого. 

Но на тот момент громким казался следующий проект Кузнецова с болгарами. В фильме 1976 года «Братушка» (режиссер Игорь Добролюбов) он играл главную роль – белорусского солдата, вынужденного сопровождать студента-подпольщика, освобожденную из немецкого плена девушку и пленного фашиста.

За это «роад-муви» Кузнецов получил Серебряную медаль имени Довженко и премию Международного кинофестиваля в Варне. 

Дальше возник роман актера с Чехословакией. 

Ярослав Балик снял Анатолия в фильмах «Один сребреник» (1976) и «Гордубал» (1980; экранизация романа Чапека). Это были чехословацкие картины, сделанные без участия советской стороны. Я даже не уверен, что наш зритель их тогда увидел.

В 1985 Кузнецов снимается в роли командира партизанского отряда в совместном фильме Болгарии, Чехословакии и ФРГ «На другом берегу - свобода», а затем в проекте СССР и Болгарии «Берега в тумане» (режиссер Юлий Карасик).

В «Берегах…» подобрался неплохой актерский состав, но главная роль - врангелевского полковника пытающегося пересидеть русскую революцию в Болгарии – у Кузнецова. Главного антагониста играл Леонид Филатов, Николай Олялин изображал Врангеля, Петр Щербаков – Кутепова, а Сергей Юрский Сиднея Рейли.

Надо сказать, что, несмотря на ужасный порой драматургический материал, во всех этих фильмах Анатолий был уместен. Он мог сыграть, что угодно.

И очень жаль, что чиновники от культуры эксплуатировали его талант не совсем по делу.   

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened