Categories:

РЕЖИССЕР ПРАЗДНИКОВ ДЕТСТВА

8 февраля родился Иван Петрович Иванов-Вано (1900-1987), выдающийся создатель всеми любимых мультфильмов. 

«Вано» называли мальчика в семье, отчего и присовокупил он детскую кличку к фамилии. 

Учился во ВХУТЕМАСе. Совместно с друзьями создал первый в СССР мультфильм для детской аудитории «Сенька-африканец» по сказке Корнея Чуковского «Крокодил». 

Первый успех у зрителей пришел с мультипликационной заставкой к комедии Александрова «Веселые ребята». 

Русский стиль Иванов-Вано нащупал еще до войны, выпустив в жанре народной сказки мульты «Царь Дурандай» (1934) и «Котофей Котофеевич» (1937), но поскольку "Союзмультфильм» ориентировался на Диснея, режиссеру пришлось изобрести серийного героя, - утенка, смахивающего на Дональда Дака. Утенок хулиганил в экранизациях детской приключенческой литературы «Три мушкетера» (1938) и «Лгунишка» (1941; по «Приключениям Мюнхгаузена»). 

Приходилось отдавать себя и современной классике: в 1939 Иванов-Вано поставил «Мойдодыра».

Довоенные мультфильмы Иванова-Вано быстро морально устарели. Уже дети следующего поколения с трудом воспринимали черно-белую картинку. 

Только во второй половине 1940-ых продукция «Союзмультфильма» достигает  технического совершенства.

У Иванова-Вано, кроме прочих дарований, было редкое для мультипликатора «долгое дыхание». Он любил обстоятельный рассказ. 

Его первый полнометражный мультфильм «Конек-Горбунок» (1947), сделанный в соавторстве с Александрой Снежко-Блоцкой вызвал восторг у Диснея. Дисней демонстрировал советского «Конька…» своим художникам в качестве примера.

Может, восторг Диснея несколько охладил пыл комиссии по вручению Сталинских премий. Сперва, Иванову-Вано премию забаллотировали, а потом чуть не выгнали со студии, обвинив в космополитизме. Вечный враг режиссера Александр Иванов (автор «Чудесницы» и «Спортландии») патетично вспомнил на общем собрании «буржуазные» экранизации «Трех мушкетеров» и «Мюнхгаузена». 

Обвинение в космополитизме Ивану Петровичу Иванову, автору насквозь пронизанного русским национальным духом «Конька-Горбунка», можно счесть сюром, но режиссер чудом не оказался на улице без работы.

«Коньку-Горбунку» оказалась уготована длинная жизнь, благо в 1975 Иванов-Вано снял новую версию старой сказки.

1950-ые прошли под знаком хитов Иванова-Вано. За десятилетие он выпустил массу классических мультфильмов.

Просто их перечислим.

Сотрудничество со Снежко-Блоцкой Александр продолжил мультами «Гуси-лебеди» (1949) и «Снегурочка» (1952). 

Самостоятельно поставил по сценарию Юрия Олеши пушкинскую «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». 

В 1954 сделал цветную версию «Мойдодыра».

До сих пор любима зрителями экранизация «По щучьему велению…», получившая название «В некотором царстве…» (1957). 

Замечательно обстояли дела и с «большими» мультами. В 1956 вышли «Двенадцать месяцев»... 

...а в 1959 «Приключения Буратино». 

Это все большие праздники моего детства!

Но дальше с Ивановым-Вано произошла обычная для советского режиссера-мультяшника метаморфоза. Устав от своей, так полюбившейся зрителю, стилистики, он резко ее сменил. Мы уже размышляли, как в результате творческих экспериментов, потеряли успех зрителей Степанцев (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/29785.html) и Гамбург https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/66602.html

С Ивановым-Вано все получилось сложнее.

Во-первых, он серьезно, вплоть до инфаркта, поцапался с руководством «Союзмультфильма» и его убрали от греха подальше в кукольное объединение. 

Во-вторых, эксперименты Иванова-Вано, не имели успеха у широкого зрителя, но, по мнению профессионалов, расширили возможности мультипликации. 

Особенно это касается мультфильмов «Летающий пролетарий» и «Левша».

В «Летающем пролетарии» (сценарий написал Александр Галич) Иванов-Вано проиллюстрировал поэму Маяковского с помощью бумажных полуобъемных кукол. 

В «Левше» все решала стилистика лубка и, хотя в детстве я эту картину не мог высидеть ни разу, отрицать ее своеобразие сложно. 

Кроме того, Иванов-Вано дал творческую путевку в жизнь Юрию Норштейну, взяв его в соавторы, на мульты «Времена года» (1969) и «Сеча при Керженце» (1971).

СЕЧА ПРИ КЕРЖЕНЦЕ
СЕЧА ПРИ КЕРЖЕНЦЕ

Как вспоминал Норштейн:

«Меня не воспринимали всерьёз, и он первым дал мне возможность почувствовать себя режиссёром. Я возражал ему на его языке, и только поэтому он, сопротивляясь, все же соглашался, и давал мне свободу»

Умирал Иванов-Вано страшно, хотя, слава богу, болел недолго. У него оказались поражены нервные окончания и органы отказывали один за другим. 

Последний мультфильм, - полнометражный «Сказка о царе Салтане» он выпустил в 84 года.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened