Category:

ТАРЗАН В СССР

После Второй Мировой войны в кинопрокате СССР сложилось странное положение. Страна боролось с космополитами и костерила культуру США, а кинотеатры заполонили западные боевики. 

Ну так, а что поделать, если водка и кинематограф основные источники денег в государственную казну?

После войны пришлось восстанавливать хозяйство, помогать Болгариям-Румыниям, финансировать создание ядерной бомбы. В этих условиях сократили кинопроизводство до десятка лент в год, из которых жанровых было совсем ничего. Упор делался на байопики о Сталине и демократически мыслящих русских людей прошлого века. 

Но экран чем-то заполнять надоть.

На помощь пришли фильмы, копии которых вывезли из Германии. Их объявили трофеями и пустили по стране веером. 

По мнению идеологов карнавал зарубежного кино серьезный просчет Сталина в культурной политике. Страна увидела другую жизнь и героев индивидуалистов.

Одним из самых харизматичных героев стал Тарзан. 

Как написал Иосиф Бродский в эссе «Трофейное»:

«И я утверждаю, что одни только четыре серии «Тарзана» способствовали десталинизации больше, чем все речи Хрущева на XX съезде и впоследствии.

Нужно помнить про наши широты, наши наглухо застегнутые, жесткие,

зажатые, диктуемые зимней психологией нормы публичного и частного поведения, чтобы оценить впечатление от голого длинноволосого одиночки, преследующего блондинку в гуще тропических джунглей, с шимпанзе в качестве Санчо Пансы и лианами в качестве средств передвижения. Прибавьте к этому вид Нью-Йорка (в последней из серий, которые шли в России), когда Тарзан прыгает с Бруклинского моста, и вам станет понятно, почему чуть ли не целое поколение социально самоустранилось»

Какие же именно фильмы с «участием» Тарзана увидел советский зритель?

Увидел он серию лент с участием пятикратного олимпийского чемпиона-пловца Джонни Вайсмюллера, кинокарьера которого началась в 1932 ролью Тарзана, ею же и закончилась. 

Самыми успешными стали первые шесть фильмов, сделанные фирмой «МГМ». В этих картинах партнершей Вайсмюллера выступила Морин О Салливан, игравшая Джейн, а также обезьяна Чита. 

Вот четыре «МГМовских» фильма из шести и увидел наш зритель в 1952 году.

Первый фильм «золотой серии» «Тарзан: человек-обезьяна» вышел за двадцать лет до этого и стал образчиком «тарзанианы». Именно там впервые появилась Чита, которой в книге не было, и прозвучал классический тарзаний крик. 

Выйдя под названием «Тарзан» фильм собрал 42,9 миллиона зрителей, заняв 35 место по посещаемости среди зарубежных лент в отечественном прокате. 

Второй фильм цикла «Тарзан и его подруга» (1934) мы проигнорировали, а вот третий «Спасение Тарзана» (1936) выпустили, назвав его «Тарзан в западне». Он лишь немного уступил по сборам первой ленте: 41,3 миллиона зрителей, 41 место. 

Четвертый фильм «Тарзан находит сына» (1939), где рассказывается, как Тарзан усыновил найденного в джунглях ребенка и не пожелал отдавать его родне, собрал чуть меньше: 38,6 миллионов зрителей, 56 место.

Пятый фильм «Тайное сокровище Тарзана» (1942) мы не увидели, а шестой «Приключения Тарзана в Нью-Йорке» это та самая картина с прыжком Тарзана с Бруклинского моста, так поразивший Бродского. 39, 7 миллионов зрителей, 49 место.

«Приключения Тарзана в Нью-Йорке» стали последним совместным фильмом Вайсмюллера и О Салливан; последней картиной сделанной пловцом для «МГМ» и последним фильмом о Тарзане в Советском прокате.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded