ФЕМИНИСТКА ДАЛЕКИХ ЛЕТ
16 января умерла Анастасия Вербицкая (1861-1928), один из самых тиражных авторов начала предыдущего века. На какой-то момент ее книги побили по количеству библиотечных запросов Льва Толстого и Леонида Андреева, что вызвало у неглупой, в общем-то, женщины восторг по поводу собственной персоны.
Но реальность быстро все расставила по местам, отправив творчество пишущей барышни в Лету.
Вербицкая была внучкой актрисы Анастасии Мочаловой, которая выступала на крупных театральных сценах, а вот дочь свою на сцену не пустила категорически.
Писать начала в 1883.
Настоящего успеха пришлось ждать свыше двадцати лет.
Вербицкая была, что называется передовой женщиной. Такой воинствующей феминисткой. В отстаивании прав слабого пола она дошла до отказа от института брака, ради труда на благо общества. При этом, ратовала за внебрачные связи и незаконнорожденных детей. Главное, не делать из любви и детей фетиша, помня о самореализации.
Идеи эти, носясь в воздухе времени, возьмут верх после 1917-го года, когда из женщины сделают комсомолку, труженицу, Зою Космодемьянскую. Правда, внебрачные связи, после недолгого сексуального пьянства 1920-ых, все же осудят.
На всех перекрестках Вербицкая исповедовала демократизм, доказывая желание помочь униженным и оскорбленным делами. Участвовала в литературных вечерах, сборы от которых шли нуждающимся студентам; затевала благотворительные сборники. В 1905 укрывала в своей квартире революционеров, рискуя оказаться в каталажке.
Все модные идеи Вербицкая тащила в литературу, постепенно завоевывая читателя. Вышедший в 1908 году роман «Дух времени» достиг тиража 500 000 экземпляров. Сколь это много можно представить, коли упомянуть, что тираж в 10 000 делал книгу бестселлером.
Но настоящий ажиотаж вызвал роман Вербицкой «Ключи счастья». За период 1909-1913 года вышло шесть его томов, совокупный тираж коих достиг двух миллионов экземпляров.
Главная героиня «Ключей счастья» выбирала между любовью богатого барона и обедневшего дворянина, попутно отстаивая свои права (в том числе сексуальные).
Писательница объясняла главную идею романа так:
«Женщина, не ставь любовь в центр своей жизни, чтобы потом не сделаться банкротом, когда любовь уйдет. Посвяти себя науке, искусству, творчеству, деятельной любви к людям. Не гонись за маленьким личным счастьем... и тогда ключи счастья точно будут в твоих руках».
Все это было бы хорошо, когда бы не было написано плохо. Примитивный язык, высосанные из пальца персонажи, избитые сюжетные повороты. Но… разлеталось, как горячие пирожки.
В 1913 «Ключи счастья» экранизировали Гардин и Протозанов, обеспечив кинотеатрам кассовый боевик.
Принято считать, что славе Вербицкой положила конец революция. Однако, с 1915 года у нее наблюдалось падение тиражей. Каждая новая книга вызывала меньше читательского энтузиазма, чем предыдущая. Такая же ситуация сложилась у главного певца эпохи Игоря Северянина. Революция лишь ускорила падение ажиотажа.
Нашпигованная демократическими идеями Вербицкая наивно рассчитывала на благоволение большевиков.
Наркомпросс же решил сжечь склад нераспроданных тиражей ее книг, инкриминируя порнографию, юдофобство и черносотенство. После того, как писательница потребовала гласного суда у нее нашелся покровитель, - заведующий Госиздатом Вацлав Воровский. Комиссия из 12 коммунистов изучила книги Вербицкой и нашла их безвредными, рекомендуя в рабочие читальни.
В 1924 Воровского убили, а на Вербицкую опять пошли гонения. Книги изымали из магазинов и библиотек. Теперь писательницу защитил нарком Луначарский, сказав, что, мол, для отсталых провинциальных читателей она вполне годится.
В повседневной жизни это мало помогало. Шестидесятилетняя писательница с трудом сводила концы с концами, пытаясь сочинять под разными псевдонимами рассказы для детей.
В 1928 умерла.
А в начале 1990-ых страну накрыл поток переизданий Вербицкой. Книжный рынок тогда был молодой, дико прибыльный, жадный. Реанимировали все что можно. Но ни соратник Вербицкой по «порнографии» Арцыбашев, ни коллега по провозглашению «свободной любви» Нагродская, ни сама Вербицкая вторично бестселлерами не стали, заняв на библиотечной полке место свидетелей времени, которых можно почитать для общего образования.
Хотя совершенно необязательно.